Про финские школы пишут много, про феномено-ориентированное обучение уже тоже.
Я хочу рассказать про главную идею, вынесенную из поездки в Хельсинки.
Профессор русской литературы прочитал нам лекцию о том, что одна из главных проблем человечества сейчас – неумение договариваться. И то, что каждая научная дисциплина (или школьный предмет) описывает одно и то же явление на своем языке, усложняет ситуацию. Поэтому идеология феномено-ориентированного обучения, как я ее поняла, – заново «собрать» некую общую картину мира, и не просто собрать, а расставить на ней проблемные акценты. Например, в одной из школ мы увидели день, в котором 4-классники изучали Балтийское море. На географии рисовали флаги окружающих море стран и кубиками на полу показывали количество жителей (1 кубик – 1 миллион), на языке бегали по школе и собирали qr-коды, на которых были записаны «Привет! Как дела? Спасибо! Пока!» балтийских народов, а еще на специально введенной химии дети получили тазики с водой, в которой на огражденной соломинками территории устраивали мини-разлив нефти, опускали туда перышко, чтобы понять, что происходит с птицами, и потом всеми способами пытались очистить поверхность воды, фиксируя свои эксперименты через фото и заметки на планшетах. Смысл дня – не просто узнать что-то про море, а понять, что если прибрежные страны не будут договариваться – может произойти экологическая катастрофа. И весь день дети работали в группах, даже рисуя представителей балтийской фауны.
И мы, учителя-участники поездки, получили на неделю задание придумать свой феномено-ориентированный проект. Как вы думаете, что для многих оказалось самым сложным? Не придумать сценарий, а договориться о понятиях и целях. Но – все так или иначе справились. В моей группе была учительница биологии из Владивостока, чья школа выходит территорией на море, которая сделала открытые биологические лабораторные для всего города, учительница по географии из Новосибирска, стажировавшаяся в прошлом году в Японии, педагог из Калининграда, снимающая потрясающие мультики, директор школы из Петербурга с философским образованием, благодаря которому все 50 участников чуть глубже рассмотрели идею «феномена». В общем, в России много классных учителей, очень разных школ, и мы можем делать что-то вместе. И сделать раз в год учебный день (хотя бы для одной параллели), построенный на проблемном исследовании важного для сообщества феномена, – реально, нужна лишь долгая подготовка, и чтобы дети где-то фиксировали все происходящее и свои идеи в течение дня.
P.S. Про финские школы мой главный инсайд – важность физической свободы. Пара турников в коридоре, шутки для скалолазания на стене (в идеале), расклеенные на полу указатели для зарядки, возможность выйти на улицу – и все хулиганы будут так уставать на перемене, что беситься на уроках практически не останется сил. Мне самой работа учителем нравится тем, что можно постоянно переключаться на разные физические режимы – рисовать на полу, ходить во время урока, сидеть на пуфиках и придумывать. Перед защитой проекта в Хельсинки я посмотрела на коллегу и впервые встала, чтобы пройтись перед презентацией, – и оказалось, что выступать потом легче.
